В науках, занимающихся работой мозга, остается дискутабельным вопрос – каким образом формируется психика. Однако относительно сформированного человека существует консенсус: психика (ментальный мир) и нервная система (биологическое тело) не эквивалентны друг другу. То есть объективное тело человека, и процессы в нем, и работа нашего ментального мира происходят по-разному.
Подтверждения этого существуют в различных областях знания, и приводить их можно часами. В целом, достаточные аргументы можно свести к двум. Первый заключается в том, что объективные процессы в теле не поддаются влиянию воли или сознания – как человек не влияет на процессы переваривания или выработки гормонов, так и сознанием напрямую невозможно воздействовать на процесс перехода кислорода из легких в кровь. В то же время эти процессы влияют на ментальный мир, в краткосрочной перспективе изменяя самочувствие, а в долгосрочной - поведение и систему ценностей.
Второй аргумент основан на том, как устроена работа биологических систем получения информации (сенсорных анализаторов). Основные из них направлены во вне. В таких условиях формируется в начале работа мозга, а в дальнейшем – психики. Зрение устроено так, что без дополнительных инструментов, например зеркала, человек не способен увидеть себя целиком - так, как его видит другой. То есть, понимая себя изнутри, человек незначительное количество времени знает, как это все выглядит объективно со стороны (со всеми условностями объективности в этом контексте). Также и со слухом – много чаще человек обращает внимание на звуки со стороны, чем на движение жидкостей в собственном теле. И с тактильной чувствительностью – намного более интенсивные ощущения возникают на прикосновения снаружи, чем на изменение давления изнутри организма. Причина: основная функция ментального мира – ориентировка в окружающей среде.
Так мы приходим к тезису неэквивалентности. Разные функции, разные свойства, разные характеристики у биологического тела и психики. Однако обе эти системы работают сообща. Одна создает и поддерживает жизнь, другая – продлевает. Как же со всем этим связаны заблуждения?