Константин Ревин

Сам себе училка

о самооценке
Запрос на изменение самооценки является одним из основных поводов для обращения за психологической помощью. Рассмотрим, что именно может пониматься под этим термином, как самооценка формируется и что на нее влияет.

В общем самооценку можно описать метафорой: человек занимается неким делом и сам для себя выступает критиком, подобно школьному учителю, оценивающему и процесс, и результат.
С точки зрения теории, самооценка – это и ценность и значимость себя, и компонент самосознания, и знание о себе как таковое, и оценка своих действий. Наиболее полным в этом разнообразии определений выступает следующее:
Самооценка является формой отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующей принятые ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности
Захарова А.В.
К сожалению, обилие определений хоть и рассматривает тему с разных сторон, но не позволяет понять суть процессов, влияющих на формирование самооценки. Аналогично происходит и с классификациями: высокая, средняя, низкая; адекватная, неадекватная; общая, частная; оптимальная, неоптимальная, - все они оказываются малополезными.
В психотерапевтическом контексте самооценку можно рассматривать в двух аспектах: процесс самооценивания и установка на результат самооценивания.
Опять все из детства...
Инструменты для самооценивания закладываются в детстве путем взаимодействия с семьей, школой, коллективом и близкими сверстниками. Они разнообразны: это могут быть установки по типу "нельзя опаздывать" или использование мнения значимого человека для формирования собственного мнения о себе. В результате их приминения возникают устойчивые когнитивные конструкции, часто – негативные. Например, «я не справляюсь», «мне нельзя ранить другого», «своими словами я обижу», «я этого не знаю, не умею», «все новое – плохо», «могу попробовать только за компанию». Такие формы знания о себе оказывают ограничительное действие. С одной стороны, защищая их обладателя, но фактически – лишая возможности развития. Они не дают возможности отказаться от неприятных стратегий в жизни.
Наряду с когнитивными возникают эмоциональные паттерны реагирования на определенные ситуации: страх в ситуации социального давления; неуверенность, стыд выражения собственных эмоций или мнения, чувство отчаяния в ситуации конкуренции. Пока человек живет привычной жизнью и решает различные задачи, эти механизмы работают и фоном снижают настроение, мешают достигать целей, вызывают эмоциональную неустойчивость – то есть, создают проблемы. Иногда эти проявления мешают в одной сфере жизни, а иногда в нескольких или даже во всей. К счастью, общим для них является то, что их можно осознать, а, следовательно, изменить ассоциативные цепочки, трансформировать утверждения о самом себе и в целом управлять процессом самооценивания.
Наличие установки на результат самооценивания означает, что самооценка человека предопределена. То есть, еще до получения результата любого действия я готов заранее оценить себя «плохо» или «хорошо». Получается, что самооценка оказывается оторванной реального положения дел. Она "плохая" или "хорошая" сама по себе. Остановимся подробнее на том, что может способствовать формированию такой Региной структуры.
  1. Комплексные стратегии поведения
Рассмотрим то, как комплексные стратегии поведения формируют самооценку на примере такой стратегии, как созависимая модель социального поведения. В общем виде этот процесс можно описать так: жертвуя самостоятельностью в одной из сфер жизни (финансовой, эмоционального контроля, бытовой), человек встречает последствия в виде развития ощущения неполноценности, которое начинает проявляется и в тех сферах, где он остается достаточно успешным. Особо болезненным этот процесс становится, когда жертвование происходит относительно сферы, которая для человека особо ценная в силу внутренней организации, возрастного периода или социально-культурного контекста.

Опасность, в плане психологического здоровья, заключается в том, что такие процессы интенсивно влияют на восприятие человеком самого себя.
2. Личностные особенности

Разные личностные особенности обладают тенденцией на формирование самооценки определенного типа. Так, эпилептоидные черты чаще приводят к формированию завышенной самооценки, а неврастенические – к заниженной.
Ярким примером является комплекс мазохистических черт, который можно представить как сочетание интенсивной потребности в негативных переживаниях и способности удовлетворения этой потребности. Эти переживания являются источником искаженной ценности своей жизни и себя. Такой человек может почувствовать себя живым только страдая: "страдаю, следовательно, существую". Самооценка здесь строится на опыте тяжело переносимой жизни, полной боли. При этом взгляд на себя зачастую оказывается крайне негативным. Тем не менее, важно отметить, что даже обладая мазохистическими чертами личности, человек может как не страдать 24/7, так и найти для себя другие источники своей ценности.

3. Фундаментальные элементы направленности личности

Наиболее глубокий уровень личностной организации, который влияет на самооценку, - уровень смысложизненных ориентаций, ценностей и направленности личности в целом. Остановимся подробнее на некоторых отдельных аспектов этого важнейшего пласта личностной организации.
Антивитальная установка – образ мыслей и поведения, направленных против потребностей человека. Эта установка может носить характер пассивного и ненамеренного размышления или рисковых в отношении здоровья мыслей и действий. Ей свойственно наличие такого отношения к себе, которое поступательно наносит вред во всех сферах жизни, начиная удовлетворения голода, заканчивая реализацией своих ценностей и желаний. Здесь на формирование самооценки влияет не только негативный опыт, а еще и подсознательное стремление личности к уничижению себя, сведению на нет себя в социальном, личном, профессиональном или других контекстах.

«Жизнь ради другого» - установка, которая игнорирует баланс альтруистических и эгоистических (без негативного коннотата) ценностей, что может приводить к ситуации постоянных лишений и общей неудовлетворенности. Все-таки нельзя забывать, человек – существо биологическое, а значит любая возможность к жизнедеятельности возникает из удовлетворения собственных потребностей.
Установка на реализацию внешних ценностей – слишком частая ситуация, в которой «они сказали», «так правильно», «у других ведь есть», «человек должен…» в субъективной картине мира тотально превалирует над сигналами от своего тела, организма, психики.
Существует множество форм подобной направленности личности, но все они объединены тем, что уводят человека в сторону от удовлетворения своих потребностей, реализации ценностей и внутреннего потенциала.

Вопрос самооценки - комплексный и, как правило, является реакцией на более глубокий внутри- или межличностный конфликт. Не замечая или игнорируя такие конфликты в своей жизни, человек слишком часто становится для самого себя нерадивой училкой - требующей и вечно недовольной.

Контакты
+7 999 246 97 33
kosty.revin@gmail.com